Какие аквапарки России
стоит посетить?



Как провести
медовый месяц?



Какие достоинства
и недостатки
у автобусного тура?



Префектура Сига

Из сказанного становится понятно, почему любая туристическая поездка по территории Сиги, преднамеренно или произвольно, превращается в путешествие по берегам озера. А туристов в этих местах хватает в любое время года. Это обусловлено не только обилием красочных видов (турфирмы обычно предлагают маршрут «Оми хоккэи», то есть «Восемь видов Оми» - таково старинное название этих мест), но и огромным количеством исторических и культурных памятников. По числу объектов, имеющих статус национального сокровища, префектура Сига уступает только соседним Киото и Наре.

Знакомство с префектурой Сига лучше начать с Оцу - ее административного центра. Этот город расположенный у южного уголка озера, славен своей историей. Дважды — во II и в VII веках — Оцу становился столицей империи. В те времена императорский двор вел достаточно неусидчивую жизнь. После смерти очередного императора его преемник вместе с приближенными перебирался с оскверненного этим событием места на другое, где возводились новый дворец, храмы и городские кварталы. Так произошло и в 667 году, когда по повелению императора Тэндзи предыдущая столица Асука была заброшена и Оцу на целые пять лет стал политическим центром страны. Потом двор в очередной раз переехал на новое место, но покинутый вельможами Оцу не впал в безвременье. Утратив свое политическое значение, он сначала превратился в почтовую станцию на оживленном торговом пути Токайдо. а затем стал важным культурно-религиозным центром страны.

Первый крупный храм-монастырь появился здесь еще в 686 году. Официально его именовали Ондзёдзи, хотя местные жители его чаще называют Миидэра (Храм трех колодцев). Принадлежал он влиятельной буддийской секте Тэндай. В годы его расцвета на монастырской территории существовало до 850 различных культовых и вспомогательных зданий (ныне из них сохранилось едва ли шесть десятков). Однако храму не повезло. Через сто лет после его основания в непосредственной близости воздвигли еще один храм - Энрякудзи, принадлежащий к другой ветви той же секты Тэндай.



Император Камму распорядился построить Энрякудзи на вершине заросшей лесом горы Хиэйдзан, входящей в горную цепь Хиэй. Место было выбрано не случайно. Столица к этому времени расположилась в Киото, и задачей нового храма была охрана дворца от злобных духов, которые, по поверью, приходили с северо-востока. Таким образом. Энрякудзи должен был стать духовным щитом новой столицы. Но монахи не желали ограничиваться только религиозными задачами. Приученные держать мечи и копья в руках, они весьма охотно решали свои проблемы с окружающими даймё да и с самой столицей, силой оружия.

Хотя Энрякудзи считался головным храмом секты Тэндай. монастырь Миидэра затмевал его своим богатством и могуществом. Установилось вечное противостояние между «соммон» - горной ветвью секты, то есть сторонниками Энрякудзи. и «дзимон» - храмовой ветвью, представленной служителями и прихожанами Миидэры. Тысячные монашеские рати обеих ветвей секты частенько сходились между собой врукопашную, регулярно с X по XV век совершали вооруженные набеги на оплот противника, что неминуемо заканчивалось очередным погромом того или иного монастыря, разрушениями и пожарами. Уничтоженное каждый раз восстанавливалось, но не без потерь для внешнего вида и убранства храма.

Бесчинства воинов-монахов продолжались довольно долго, пока полководец Нобунага Ода. стремившийся объединить раздробленную на многие уделы страну в единое целое, не посчитал эту монашескую вольницу вредной. К тому же монастырь предоставлял за своими стенами укрытие противникам Нобунаги. В 1571 году его армия осадила Энрякудзи. разгромила монашескую рать и пожгла немалую часть монастырских строений.

Впоследствии японские власти предприняли усилия по восстановлению этого религиозного центра. Кое-что из сожженного было отстроено вновь. Так. в 1642 году был заново возведен главный молельный зал Компон Тюдо. ныне считающийся третьим по величине деревянным сооружением в Японии и почитаемый как национальное сокровище. Однако с 1571 года монахи Энрякудзи так больше и не брали в руки оружия.

Два этих древнейших храма не исчерпывают палитру религиозных достопримечательностей Оцу. Помимо них. при наличии свободного времени рекомендуется посещение храмов Оми дзингу, Хиёси тайся, Исиямадэра и Гитюдзи, Оми дзингу посвящен памяти императора Тэндзи (626-672), да и поставлен храм именно на том месте, где когда-то стоял императорский дворец. Тэндзи приписывают увлечение механикой. Говорят, что именно он сконструировал первые (в Японии) водяные часы. В память об этом в помещениях храма устроена любопытная экспозиция часов — более 1000 экземпляров. — привезенных сюда из многих стран мира, а 10 июня ежегодно здесь проводится Праздник часов. Храм Хиёси тайся был построен для духовной защиты монастыря Энрякудзи и состоит фактически из сотни более мелких храмов, посвященных отдельным богам-заступникам. Храм Исиямадэра известен своим приделом, где. согласно легенде, великая писательница периода Хэйан (794-1185) Мурасаки Сикибу работала над своей «Повестью о Гэндзи». А маленький буддийский храм Гитюдзи привлекает паломников тем, что именно здесь похоронен известнейший поэт средневековой Японии Мацуо Басё.

Для россиян город Оцу интересен другим эпизодом из своей истории. В мае 1891 года через этот город проезжал со своей свитой совершавший кругосветное путешествие наследник российского престола, будущий самодержец Николай II. Когда рикша вез царевича по улицам Оцу. один из местных блюстителей порядка — Сандзо Цуда - рубанул Николая Александровича саблей по голове. Сейчас трудно судить, почему удар националистически настроенного самурая (полицию и армию Японии в те годы формировали из деклассированных представителей этого воинского сословия) не стал роковым - то ли дрогнула от волнения рука, то ли Цуда хотел только попугать иностранного гостя. Окружающие, в том числе и японский рикша, оттащили разъяренного полицейского от Николая II. Отношения между двумя странами повисли на волоске. Министры иностранных дел и внутренних дел Японии немедленно подали в отставку. Император Мэйдзи вынужден был отправиться в Киото, чтобы лично принести соболезнования и извинения российскому наследнику престола. Предпринятых шагов оказалось достаточно, чтобы исчерпать досадный инцидент, но российское правительство потребовало немедленного возвращения царевича Николая домой. С перевязанной головой Николай отбыл восвояси (шрам от удара у него остался на всю жизнь). А покушавшийся на него националист Цуда был осужден на пожизненное заключение. С тех пор в городском музее Оцу хранилась салфетка, которой раненый цесаревич промокал кровь на голове. Интересно, что при идентификации останков царской семьи, обнаруженных под Тобольском, ученые воспользовались этой реликвией, чтобы установить тождественность крови на платке и останках.



Железная дорога и шоссе ведут от Оцу на север по берегу озера Бива. Здесь интерес представляют каждая остановка, каждый городок, богатый традициями, древними развалинами, храмами, замками, мастерскими ремесленников. В самом северном уголке озера расположен полуостров Цудзураодзаки. славящийся великолепными видами и вкусной рыбной кухней. Отсюда можно совершить водное путешествие на островок Тикубусима. Этот маленький клочок земли, периметром всего 2 км и площадью 0.1 кв. км именуют Островом богов. Здесь воздвигнуты два храма, один из которых — Хогондзи — ведет свою историю с VII века.

Продолжим наш путь, объезжая озеро по часовой стрелке. Следующим пунктом остановки для нас станет призамковый город Нагахама. сформировавшийся в XVI веке. Замок принадлежал знаменитому полководцу и государственному деятелю Тоётоми Хидэёси. В 1983 году основная башня обветшавшего замка была отреставрирована, и теперь там размещен городской исторический музей.

В округе существует шесть храмов, так или иначе связанных с памятью о Тоётоми Хидэёси. Посетителю каждого храма вручают сушеную тыкву-горлянку, которую можно использовать в пути для хранения воды. Поэтому пилигримы, обходя все шесть храмов, собирают целый набор тыкв. Считается, что такая коллекция предохраняет владельца от болезней, войны, неудач и бедности.

Нагахама известен также своими изделиями из стекла. Посетив город, можно побродить по стеклодувным мастерским, выставочным галереям, специализированному музею, а также приобрести сувениры из местного стекла.

Продолжим путешествие по восточному берегу озера Бива. Вскоре мы окажемся у города Хиконэ, уступающего по своему значению в префектуре только Оцу. Исторически он сложился как важный транспортный узел, который в годы Средневековья контролировал клан Ии. В 1603 году глава клана Наокацу Ии начал здесь, на холме Конкидзан. строительство собственного замка, которое было завершено лишь в 1622 году. Продолжительность стройки искупалась достигнутым результатом. Белоснежный замок Хиконэ и поныне считается одной из четырех самых красивых цитаделей Японии. Стены замка были окружены рвом, куда поступала вода из озера Бива. Как утверждают знатоки, со стен замка открывается потрясающий вид на озеро, особенно в лунную ночь. Замок семейства Ии — не только визитная карточка Хиконэ. но и охраняемое государством национальное сокровище. В залах замка открыта экспозиция шедевров культуры, принадлежавших клану Ии. — оружия, керамики, каллиграфических свитков, ширм, расписанных выдающимися художниками, костюмов для театра Но. Городу удалось сохранить и другие достопримечательности, связанные с историей семьи Ии. - великолепный сад Гэнкюэн и виллу Ракаракуэн в предместьях Хиконэ. Даже центральные улицы этого города своим внешним видом напоминают времена владычества доймё Ии.

Объезд озера Бива можно завершить в городке Оми Хатиман. Как и многие прибрежные населенные пункты префектуры Сига, он сформировался как замковый город, которым некогда правил Тоётоми Хидэцугу — племянник великого воина Тоётоми Хидэёси. Но своей славой город обязан не столько родственнику всесильного правителя Японии, сколько местным купцам. Недаром Оми Хатиман называют городом Оми сёнин (купцов Оми). Они торговали тканями для кимоно, джутом, противомоскитными сетками, лекарствами, ну и. конечно, рисом, выращивавшимся в округе. Кое-что из традиционных товаров прошлого пользуется спросом и теперь. Так. населенные пункты по западному побережью озера Бива издавна специализируются на производстве складных вееров. Каждый девятый веер из десяти, производящихся в Японии, сделан в Сиге. Мастеровые Хиконэ поставляют для всей страны лучшие домашние буддийские алтари, вырезанные из дерева. Нагахама известен своими шелками, особенно крепом хама тиримэн, идущим на изготовление дорогих кимоно. Деревня Сигараки славится своей керамикой. В свое время посуду Сигараки приобретал даже знаменитый мастер чайной церемонии воби-тя Сэнно Рикю. Наконец, местные художники издавна освоили изготовление картинок на религиозные и бытовые сюжеты, хорошо расходившихся среди путешественников, следовавших по тракту Токайдо. Эти картинки именовались оцу-э и служили модными сувенирами с начала XVII вплоть до середины XIX века.



От озера отходил транспортный канал Хатиманбори, деливший город на две части. Северная часть принадлежала воинам-самураям, охранявшим замок и семью доймё. А южная часть города была отдана простым горожанам - купцам и ремесленникам. Как все это выглядело в XIX веке, можно узнать, осматривая превращенные в музейные экспозиции старые усадьбы и склады.

Оми Хатиман известен также и водными прогулками. От городской пристани отходят экскурсионные кораблики, бороздящие озеро в разных направлениях. Особенно любопытным может быть плавание на катере или лодке по лабиринтам каналов и проток городского района Нисино ко. Утверждают, что начало этому прогулочному бизнесу положил один самурай, который еще в XVII веке катал на лодке по этим местам аристократов.